Вас никогда не удивляло, как некоторые люди умудряются преуспевать в любых делах? Откроем секрет: они умеют правильно ставить цели и разрабатывать стратегию по их достижению. SMART – один из наиболее эффективных методов краткосрочного планирования. Он помогает разобраться с принципами целеполагания, обобщить имеющуюся информацию и найти наилучшие пути достижения желаемого результата. Освоить систему SMART довольно легко, достаточно изучить несколько эффективных инструментов постановки целей. Эти знания пригодятся Вам как в личной жизни, так и при управлении собственным бизнесом. В этой статье Вы найдете удачные примеры постановки SMART-целей и увидите типичные ошибки новичков.
История методики
Систему SMART создал в середине ХХ века один из величайших теоретиков менеджмента Питер Друкер. Его идеи до сих пор являются актуальными и лежат в основе эффективного управления. Слово SMART в переводе с английского означает «умный». В данном случае это аббревиатура, где каждая буква является своеобразной подсказкой для разумной постановки целей. Расшифровка даст Вам ключ к главным принципам системы. Целеполагание – важнейший навык для успешного человека. SMART-цели помогут Вам сэкономить время, быстро решить поставленные задачи, с пользой применить имеющиеся ресурсы. Благодаря этой системе Вы научитесь отсеивать лишнее и сможете сконцентрироваться на по-настоящему важных аспектах. Сама по себе постановка СМАРТ-цели уже настраивает на рабочий лад и позволяет поверить в свои силы. Хотите понять механизм целеполагания по SMART? Тогда начнем! Ниже мы приведем подробную расшифровку аббревиатуры SMART с примерами, которые помогут разобраться в ее основных составляющих.
S – Specific (конкретность)
Важно максимально четко сформулировать СМАРТ-цели. В любом деле нужно придерживаться конкретики и точно представлять желаемый результат. Чтобы этого достичь, проведите небольшой анализ, ответив на несколько вопросов:
- Что я хочу получить?
- Кто участвует в достижении SMART-цели?
- Какие ограничения нужно учесть?
Не ставьте перед собой слишком сложные задачи (пример: «Выучить иностранный язык за неделю»). Если конечная СМАРТ-цель оказалась глобальной и требует достижения нескольких результатов, разбейте ее на несколько небольших и действуйте поэтапно. При формулировке «Хочу зарабатывать больше» результат будет нулевой. Удачный пример цели по SMART: «Я заработаю в этом месяце на 50 000 рублей больше». Используйте глаголы действия.
M – Measurable (измеримость)
Сразу определите, какие критерии помогут Вам измерить результат. В качестве шкалы SMART можно использовать:
- соотношения, проценты (используется в любой сфере);
- частоту (каждый третий покупатель вернулся в магазин еще раз);
- средние значения (актуально для тех, кто хочет сохранить достигнутый уровень);
- время («заниматься фитнесом каждый день»);
- денежное выражение («тратить в месяц не более…»).
«Увеличить продажи» – это слишком абстрактная цель, которую сложно оценить. Сформулируйте иначе, пример: «Увеличить продажи минимум на 15 % в этом месяце». Это вполне конкретная и измеримая SMART-цель. Заметьте, что Вы не ограничиваете себя, а лишь устанавливаете нижнюю границу. Для измерения нематериальных достижений можно использовать шкалу, где 0 – «цель не достигнута», 10 – «желаемый результат достигнут». Чтобы упростить задачу, задайте себе следующие вопросы:
- Какой показатель охарактеризует успешное достижение?
- Какое значение меня удовлетворит?
A – Achievable (достижимость)
Главная особенность цели по SMART в том, что она достижима. Реалистичность напрямую влияет на мотивацию, поэтому нужно ставить перед собой адекватные задачи. Определить, достижима ли цель, можно на основе собственного опыта после анализа имеющихся ограничений и ресурсов. Эти же правила действуют для SMART-задачи, поставленной перед коллективом или целой фирмой. Ее достижение может требовать немалых усилий, но она не должны лежать за пределами возможностей. Работая по принципам СМАРТ, задайте себе вопросы:
- Что нужно для достижения?
- Я готов это сделать?
- Есть ли у меня нужные ресурсы?
- Какие факторы могут мне помешать?
R – Relevant (актуальность)
Важно соблюсти баланс с другими приоритетами и выбирать для постановки практичные цели. Ориентируйтесь на конечный результат и уверенно идите к нему. Если на этом этапе Вы испытываете трудности, вернитесь назад и начните с промежуточной цели. Чтобы воспользоваться техникой SMART, спросите себя:
- Это действительно важно для меня?
- Почему я этого хочу?
- Это не противоречит другим SMART-задачам?
T – Time-bound (ограничение по срокам)
Ограничение по времени – одна из основ СМАРТ-менеджмента. Вы можете выбрать строго определенную дату или обозначить временной интервал, в течение которого цель должна быть достигнута. Часто проводят аналогию с железнодорожным составом: он должен иметь четкое время отправления и заранее установленный маршрут, чтобы в условленный час прибыть в пункт назначения. Если Вы используете СМАРТ для решения личных вопросов, полезно составить годовой план. Пример такого плана:
- Записаться на курсы английского.
- Съездить в отпуск на Пхукет.
- Научиться планированию по SMART.
Каждый месяц составляйте план, который будет помогать Вам в выполнении каждого пункта. Если не установить четкие сроки, система не будет работать. Цели, поставленные по SMART, будут отодвигаться на второй план повседневными рутинными делами. Используйте временные интервалы, чтобы Ваши задачи перестали быть просто мечтами. Вы сможете сделать первые шаги к их решению уже сегодня! Итак, на этом этапе задаем себе следующий вопрос: когда я хочу этого достичь?
Как использовать систему
Попробуйте прямо сейчас привести примеры целей по SMART исходя из Ваших желаний и потребностей. Чтобы начать планирование по СМАРТ, Вам нужны только лист бумаги и ручка. Используя технологию SMART, ориентируйтесь на приведенные выше вопросы. Будьте максимально честны с собой. Не удивляйтесь, если система поможет отсеять множество целей, которые раньше казались важными. Регулярно практикуйтесь в технологии СМАРТ, доводите навык до автоматизма, и тогда успех Вам гарантирован.